Мне невероятно приятно, что добрых читателей моих интервью становиться от недели к неделе все больше! И совсем не случайно я увлеклась жанром интервью. Общение с успешными людьми — это невероятный источник вдохновения и осмысления своего пути. Уверена, что для многих успешные люди — это маяк, к которому хочется плыть… И я не исключение.
Когда встречаешь «свой» маяк, появляется стимул, возможности и желание творить в разных сферах и направлениях. И это чудесно.
Сегодня моя собеседница — удивительная женщина, Елена Елагина. Хозяйка «Фабрики старых игрушек». Фабрики давно уже канули в лета, но Лена из всех человеческих сил пытается дать вторую жизнь их произведениям: головкам, ручкам, ножкам, оставшимся, словно пепел после костра… А еще эта удивительная женщина — коллекционер удивительных предметов старины, художник кукол. Впрочем, вы все сами узнаете.
Приятного знакомства! И возможно, Лена окажется тем маячком, к которому захочется плыть кому-то из вас!
Люда Кравчук: Лена, здравствуйте! Я очень рада возможности пообщаться с Вами. Вы очень разносторонний человек, судя по количеству ваших увлечений! Расскажите, с чего же все началось?
Елена Елагина: Здравствуйте, Людмила! Судя по количеству моих увлечений, да, я очень увлекающийся человек… Если бы мои увлечения менялись не так быстро, коллекций было бы не так много. Но зато они были бы более полными. Но что получилось, то получилось, и действительно, стоит вспомнить, что коллекционирование началось еще в далеком детстве. До сегодняшнего дня из тех вещей сохранилось не многое. Например, вот такой набор пластмассовых фигурок-куколок в костюмах народов СССР.
Л.К.: Поделитесь с нами, о чем ваши коллекции? Из каких источников к вам попадают экспонаты?
Е.Е.: На первой выставке «Искусство куклы», проходившей в Манеже в 2010 году, я показала свою коллекцию многоликих кукол и кукол-перевертышей. Проект так и назывался «100 кукол-перевертышей». Сейчас у меня их уже больше 150 и, честно говоря, к этой теме я немного остыла… Так получилось, что в коллекции представлены уже почти все возможные виды этих кукол (исключение составляют дорогие антикварные куклы), а собирать различные варианты одной и той же куклы мне не интересно.
Собирала перевертышей около 10–ти лет. Надеюсь, что вскоре их можно будет увидеть в создающемся в Москве музее кукол.
Сейчас мне гораздо более интересны старые русские куклы. Их у меня не очень много. Да и вообще, их немного сохранилось. Где нахожу? Иногда на блошиных рынках в России, иногда в Европе. На выставках кукол. И то, и другое гораздо приятнее, чем покупать через Интернет. Но, к сожалению, большая часть коллекции куплена через Интернет.
Открытки старинные люблю, но нельзя сказать, что активно их собираю. Приобретаю, какие нравятся, иногда попадаются очень необычные, например, вот такие — с шелковой вставочкой.
Л.К.: Расскажите немного о себе, о своей семье, в какой стране вы живете, чем еще увлечены, кроме темы старины и антиквариата?
Е.Е.: Родилась и живу в Москве с двумя дочками. Люблю путешествовать, встречаться с интересными людьми, иногда люблю делать кукол.
Л.К.: Вы продаете антикварные частицы кукол, поделитесь с нами, откуда они? Читала на Вашей странице, что частички находятся на раскопках, проходящих на местах разрушенных немецких фабриках кукол.
Е.Е: Да, как-то так получилось, что судьба преподнесла мне такое занятие — заниматься найденными при раскопках частями старинных куколок. К сожалению, я сама не принимала участие в раскопках. Но и то, что мне присылают из Германии, чрезвычайно увлекательно! При открытии своей страницы я показала несколько фотографий, сделанных во время раскопок. Труд диггеров (это те люди, кто все это откапывает) легким не назвать. Напоминает труд золотоискателей. Они так же просеивают землю через сито, чтобы отыскать что-то ценное. Если не считать работников почты и таможни, то для восстановления антикварной куколки достаточно двух человек: диггера, который найдет в земле то, что мне нужно и меня, которая это помоет, рассортирует, отберет самое красивое и долепив, и дорисовав недостающее и сделает куколку.
Л.К.: Ваше дело очень значимое. Вы даете вторую, счастливую жизнь куклам. Сколько лет вы этим занимаетесь и сколько головок, ручек ножек стали уже настоящими живыми куклами?
Е.Е.: Это не совсем так. Дело в том, что кукольные частички, из которых я и мои покупатели собираем кукол, никогда не были куклами. Их не успели собрать по разным причинам. В большинстве своем они разбились до того, как из них сделали куклу. Или возник дефект при обжиге, или была неудачная роспись. Так что те, кто волнуется по поводу того, не несут ли кукольные частицы в себе что-то негативное от прежних владельцев, могут успокоится — не несут, так как владельцев у них еще не было. Пролежав более ста лет в земле, частицы наконец-то становятся куклами на Фабрике старых игрушек.
Занимаюсь восстановлением куколок 7-8 лет, не могу сказать точно. За это время много кукол сделано, но подсчёта я не веду.
Л.К.: Всегда, когда я бываю на выставках, первым делом подхожу к Вам и глядя на эти маленькие мордашки, испытываю ощущения кукольного «детского дома». Каждой искалеченной головке, ручке, ножке нужна настоящая мама, которая не побоится трудностей и сделает из сломанных временем частиц настоящего ребенка. Расскажите о самом трогательном превращении и интересной судьбе частичек?
Е.Е.: На самом деле, мне очень хотелось бы узнать о том, как сложилась судьба тех головок, которые я продаю. Часто прошу покупателей прислать мне фотографию сделанной куклы. Некоторые присылают, но редко. Как правило, люди пытаются реконструировать антикварную куклу, сделав похожее туловище и сшив соответствующий костюм. Иногда получается очень красиво. Но есть и другая категория покупателей. Приобретая головку, они и не собираются делать из нее куколку. «Для медитации» — объясняют они. Или «она и так — произведение искусства, буду любоваться». И я их понимаю. Не очень люблю, когда кукольные частички используют для бижутерии, мне кажется, каждая кукла хочет стать куклой, хотя, возможно, я слишком сентиментальна.
Дом покосившийся, ночь и луна.
Колдует старик у топчана.
Есть у него задумка одна
Для мира интриг и обмана.
Мел растолченый порубит с тряпьем,
Добавит газет и опилки,
Вариться подвесит над жарким огнем
И будет помешивать вилкой.
Глину размяв, он представит на миг
Амура, с улыбкой небрежной.
И в глине мечтательно вылепит лик
Таинственный, ангельски нежный.
Ночь растворилась, туманом ложась
На землю в дыму предрассветном.
Усталый старик, к топчану наклонясь,
Спит с существом безответным.
Обнявши творение собственных рук,
Беспечно во сне улыбаясь,
Он спит и не помнит обид и разлук,
Всем сердцем любя, что осталось...
А много ль осталось ему, старику?
Одна лишь большая душа.
Он столько всего повидал на веку
За временем гордо спеша.
Проснувшись под утро,он все уже знал
И был благодарен судьбе:
Он чадо прекрасное ласково взял,
Как дочку прижавши к себе.
Он бережно куклу вынес во двор,
К плетню прислонился без сил,
К губам приложил он холодный фарфор
И ... душу свою подарил...
Колдует старик у топчана.
Есть у него задумка одна
Для мира интриг и обмана.
Мел растолченый порубит с тряпьем,
Добавит газет и опилки,
Вариться подвесит над жарким огнем
И будет помешивать вилкой.
Глину размяв, он представит на миг
Амура, с улыбкой небрежной.
И в глине мечтательно вылепит лик
Таинственный, ангельски нежный.
Ночь растворилась, туманом ложась
На землю в дыму предрассветном.
Усталый старик, к топчану наклонясь,
Спит с существом безответным.
Обнявши творение собственных рук,
Беспечно во сне улыбаясь,
Он спит и не помнит обид и разлук,
Всем сердцем любя, что осталось...
А много ль осталось ему, старику?
Одна лишь большая душа.
Он столько всего повидал на веку
За временем гордо спеша.
Проснувшись под утро,он все уже знал
И был благодарен судьбе:
Он чадо прекрасное ласково взял,
Как дочку прижавши к себе.
Он бережно куклу вынес во двор,
К плетню прислонился без сил,
К губам приложил он холодный фарфор
И ... душу свою подарил...
Л.К.: Но тем не менее, я лично знаю примеры рождения настоящих произведений искусства из ваших головок, взять хотя работы Галы Смаги, работы которой я просто обожаю! А какая ваша самая любимая работа, сделанная из ваших частиц?
Е.Е.: Мне самой ближе те художники, которые используют антикварную головку для создания авторской куклы. Гала Смага — одна из них. Очень нравятся ее творения.
Кроме работ Галы Смаги мне очень нравятся куколки, сделанные Еленой Кузуб. Вот, например, ее последняя работа «Ева».
Вот уж повезло головкам, попавшим в руки таких художников! Они могут сделать шедевр из головки, на которую никто и не смотрел, считая ее безнадежно испорченной и не подлежащей восстановлению.
Л.К: Германия знаменита не только куклами, но медведями, насколько сильно они Вас увлекают?
Е.Е.: Совсем не увлекают. За всю жизнь не сшила ни одного медведя, если не считать нескольких миниатюрных свалянных. Люблю шить слонов и зайцев :)
Л.К.: Что дали вам куклы?
Е.Е.: Очень многое. Мне кажется, что куклы и я нашли друг друга в этом мире. Они действительно изменили мою жизнь, открыв для меня новые, ранее неведомые возможности, особенно после того, как мне пришлось уволиться с работы, чтобы растить детей.
Л.К.: На сколько лет вперед, как Вы думаете, ваша кукольная миссия будет востребована? Сколько еще не найденных частиц хранят развалины фабрик?
Е.Е.: Мне кажется, на мою жизнь хватит.
Л.К.: Увлекает ли Вас история кукол? Легко ли Вы можете определить, какому времени, фабрике, принадлежит та или иная головка?
Е.Е.: Увлекает, но не теоретически, а практически, то есть, я не занимаюсь изучением истории кукол по каталогам. Но разыскивать информацию о какой-нибудь конкретной кукле мне нравится. Те типы кукол, с которыми давно имею дело, конечно, определяю легко. Когда я начинала заниматься антикварными куклами, меня больше интересовали не миниатюрки, как сейчас, а более крупные куклы, то есть те, которых обычно имеют в виду, говоря «антикварные куклы». Через мои руки прошло очень много антикварных кукол. Специально ездила за куклами на выставки в Англию, Бельгию, Голландию. Сейчас все проще.
Л.К.: Как и где можно купить ваши частички? Принимаете ли вы заказы на те или иные детальки?
Е.Е.: Проще всего меня найти через мой блог «OldToysFactory». Или на выставках кукол. Заказы принимаю, только если мне самой будет интересно разыскать требуемую часть куклы. Иногда могу подсказать, где такую можно найти. Просто заниматься покупкой для кого-то чего-то через Интернет мне не интересно. Увы.
Л.К.: Я очень люблю Ваш конкурс на сделанную работу из частиц, однажды я даже принимала участие в одном из них. Планируете ли вы в ближайшее время порадовать нас новым интересным конкурсом?
Е.Е.: Да, наверное. И я надеюсь, что вы снова примете в нем участие.
Л.К.: Где можно читать о Вас, сделать за Вашими новинками, общаться с Вами и приобретать Ваши драгоценные частицы кукол?
Е.Е.: В моем блоге
И чуть-чуть в Инстраграм
А лично познакомиться со мной можно будет на декабрьской выставке «Искусство куклы» в Гостином Дворе. Чему я буду несказанно рада!
Я от всего сердца благодарю Лену за представленную возможность узнать о ее интересной работе. Не могу не пожелать всяческих успехов в ее очень важном труде! Пусть новых кукольных шедевров на нашей земле становится больше. И все те, кто задумывался стать куклой, обязательно ее родится пусть даже и через сто лет пути…
А завершить сегодняшнее интервью хочется отрывком из книги Евгении Хамуляк «Сказки Долли».
«Мы, куклы, живем как во сне, словно бабочки, застрявшие в раме окна, за которым бушует зима…Слышимое и видимое воспринимаем сквозь туман сновидения……..
Как рождаются и умирают куклы, что чувствуют и что им нравится — на эти вопросы нет ответов. Мы помним все, но при этом не цепляемся за прошлое и за воспоминания, как это делают люди…»
Беседу вела Люда Кравчук
Апрель 2015 г.
г. Москва
Корректор Екатерина Еремина
Очень люблю винтажные и старинные куклы. У меня уже есть несколько немного стареньких - у них необыкновенная энергия. А поднимать из развалин захороненные частички - это вообще мне кажется волшебством. Куклы - это действительно особый мир.
ОтветитьУдалить