Приветствую вас, мои дорогие друзья!
Мне невероятно приятно, что мои мысли и ответы моих интервьюеров приносят радость всем вам, вдохновение и желание реализовывать свой успешный творческий путь. Это придает мне силы и желание писать и писать для нас всех.
Каждый раз представляя вам своего собеседника, мне хочется употреблять слова: талантливый, гениальный, невероятный...
И каждый, без исключения мой собеседник заслуживает именно таких эпитетов.
Сегодня это Яна Волкова. Совсем не случайно в названии сегодняшнего интервью появилось слово "народная". Яна одна из немногих мастеров, кто хорошо владеет техникой народных промыслов вкладывая в нее свой невероятный талант и свежий взгляд на привычные вещи!
Ну и по традиции, я желаю всем-всем без исключения доброго дня, новых впечатлений и новых влюбленностей: в людей, в предметы, в книги, в жизнь. Ведь наша жизнь — это невероятное приключение, где ни один день не обходится без новых знаний, нового опыта, новых мыслей и для этого достаточно только открыть свое сердце и душу!
Всем приятного чтения!
Людмила Кравчук: Яна, здравствуйте! Во-первых, хочу выразить свое восхищение вашими работами. Могу ошибаться, но мне кажется, вы первая, а может и единственная, кто вывел народных кукол совершенно на другой уровень восприятия. Нельзя сказать, что народные куклы — это объект коллекционирования, скорее сувенир, оберег, чаще встречающийся на городских ярмарках. Ваши же работы, это полноценные коллекционные куклы, сложные и в то же время простые, энергетически наполненные и цельные. Как вам это удается, в чем секрет ваших работ?
Яна Волкова: Здравствуйте, Люда! Спасибо большое, что пригласили меня побеседовать, надеюсь, мои ответы не будут слишком скучными для ваших читателей :) Скажу вам сразу, что я не первая и далеко не единственная, как вы пишите, просто ситуация с русскими куклами примерно такая же, как и с настоящими народными песнями, например. О них и о хороших мастерах знает узкий круг интересующихся, а растиражировано и общедоступно то, что далеко от традиций, и, зачастую, весьма сомнительного качества. Что же касается моих кукол — мне сложно судить, потому что я не смотрю на них не со стороны, они для меня — это непростая работа, бессонные ночи, сотни эскизов, вариантов и постоянный поиск. Насколько они при этом получаются — судить зрителю. А если и есть какой-то секрет, то это работа, работа и ещё раз работа, как бы банально это ни звучало.
Л.К.: Для кого ваши куклы? Кто ваши покупатели, много ли среди них иностранцев?
Я.В.: Думаю, что мои куклы для тех, кого они трогают, для тех, кто не перелистывает интернет-страничку с ними, а почему-то останавливается. Возможно, потому что вспоминает что-то давно забытое, ушедшее, что-то из прошлого, из детства, даже, возможно, не своего, а своих бабушек и дедушек. Да, иногда бывают и зарубежные жители в числе моих заказчиков, это те люди, кому интересно и близко изучение культур других стран, я и сама собираю кукол разных народов…
Л.К.: Каждая народная кукла имеет свой сакральный смысл, издревле верили, что хозяева обережных кукол обретут благополучие, плодородие, семейное счастье и т.д. Есть ли в вашей практике истории реальной "работы" народной куклы, сделанной вами или кем-то еще?
Я.В.: Знаете, я на такие вопросы (а их задают довольно часто в связи с куклами, ведь все мы — большие дети и верим в чудеса) отвечаю так. Во-первых, я — художник и подхожу к куклам в первую очередь как к арт-объектам и как к средству изучения истории, а что касается чудесного — так всё зависит от человека, а не от куклы. Если вы поверите, искренне и от души — и табуретка может совершить чудо, так что кукла является лишь маленьким тряпичным двигателем для того, чтобы человек поверил в свои силы и как-то изменил свою жизнь. Именно таких примеров изменений очень много…
Л.К.: Я знаю, что помимо кукол, вся ваша жизнь наполнена не только куклами. Вы создаете потрясающей красоты валянные вещи, красите ткани. Чем еще вы увлекаетесь?
Я.В.: Я действительно довольно долго занималась войлоком, сейчас это удается не так часто, как хотелось бы — очень мало часов в сутках, красит ткани моя мама. Летом, у себя в деревне мы иногда проводим семинары, на которых можно попробовать и шерсть, и ткани, и окрашивание травами…
Я очень люблю шить, примерно с 15-ти лет шью себе сама, иногда получается и не только себе, вообще же, занимаясь куклами, нужно уметь многое: и шить, и вязать, и работать с деревом, металлом, бумагой, глиной. Что-то получается лучше, что-то нет, но я очень люблю учиться. Буквально пару дней назад мы с детьми вернулись из Нижнего Новгорода, где были в гостях и учились у моих любимых мастеров керамики, мастерской "Середина Леса".
Одно из последних и очень сильных увлечений — папье-маше. С техникой этой я знакома давно, но сейчас, применительно к куклам она открывается с новых сторон.
В мире так много интересного, что хочется попробовать всё. Я вообще, очень увлекающийся человек, не могу долго заниматься чем-то одним и куклы дают возможность постоянного разнообразия процесса.
Л.К.: Вы даете мастер-классы, на одном из них мне посчастливилось быть :) Как вы считаете, кто лучшие ученики — дети или взрослые и почему?
Я.В.: Это сложный вопрос, потому что все люди очень разные и нет статистики и стандартов. Я много лет преподавала именно детям, а войлоку и вот теперь куклам учу взрослых барышень, которые, на самом деле, совсем не взрослые в душе.
Дети более открытые, восприимчивые, но и более требовательные, взрослые приходят на занятие в "броне" жизни, достучаться до них порой бывает намного сложнее.
Л.К. Народные куклы создаются по определенной технологии, много ли нового в «технику» вы привнесли сами? И есть ли лично ваше ноу-хау или быть может, есть кукла, которой вы сами дали смысл?
Я.В.: Всё новое — хорошо забытое старое. Есть некоторые приёмы, которые я использую, но применяю их по-своему, что-то, конечно, "изобретается" в процессе, исключительно для облегчения работы, я — страшный лентяй, всегда ищу ход попроще. Основное, над чем я работаю — это возможность сделать тряпичных кукол более пластичными и живыми, но без применения каркасной системы, пользуясь только тканью и нитками. Иногда сочиняются и "свои" куклы, как вот буквально недавно. Новая серия "Медуницы", название, говорящее само за себя: мёд (куклы пахнут им)+медведи +девицы.
Л.К. Яна, всегда ли вы занимались куклами? Кто передал вам эти ценные знания и передаете ли вы умения вашим детям?
Я.В.: Я не только никогда не занималась куклами раньше, но и никогда не думала, что буду их делать. Надо вам сказать, что я всегда относилась к художникам-кукольникам очень неоднозначно. Мне, как человеку весьма практичному, было странно, что можно столько времени и сил, и средств тратить на то, что будет стоять и "собирать пыль". Я была наказана за такое отношение. Теперь и я делаю кукол.
Мои дети весьма рукодельные оба, но совершенно в других направлениях, куклы их не интересуют совсем, пока, по-крайне мере.
Мои дети весьма рукодельные оба, но совершенно в других направлениях, куклы их не интересуют совсем, пока, по-крайне мере.
Я.В.: Научиться можно всему, другой вопрос — насколько хорошо вы будете это делать. Я знаю талантливых самоучек в разных видах искусства, также знаю истории (в том числе и моих студентов), когда талант был зарыт и навсегда. Так что тут нет единого рецепта и ответа, кроме, пожалуй, того, что, чем больше человек учится, тем больше у него шансов, чтобы то, чему он учится, стало его призванием.
Л.К. Расскажите о свой семье, о своем доме, откуда вы родом, о ваших семейных традициях.
Я.В.: О моей семье можно написать книгу и не одну, настолько в ней переплетены разные судьбы, герои, истории. Боюсь, что в небольшом интервью я не смогу рассказать обо всех. Скажу только то, что во мне течёт очень много кровей и каждая даёт о себе знать: прапрабабушка турчанка и деды — онежские поморы, архангельские купцы и сибиряки-староверы, польские аристократы и основатель Малого театра — Михаил Семёнович Щепкин, мой прапрапрадед — все вместе — это взрывоопасная смесь :)
Л.К.: Интересны ли вам работы других мастеров, если да, то какие направления?
Не могу не назвать несколько "кукольных" имён, хотелось, чтобы люди знали, что народная кукла — это бесконечно красиво, а не ширпотреб. Елена Дикова, мастер кубовой набойки и художник по куклам. Прекрасный мастер — Майя Сысоева. Замечательный художник — Мария Дмитриева. Не могу не сказать про куклы Елизаветы Арбузовой.Сейчас, к огромному сожалению, она уже не работает и в сети довольно мало информации о ней,но некоторые фотографии можно найти. Это куклы, увидев которые, я решила, что тоже попробую.И вот к чему это привело:)
Л.К.: Коллекционирование, вам это близко?
Я.В.: Мне интересно очень и очень многое, честно сказать, я очень жадная до всего прекрасного и сделанного руками. Но чаще всего я обращаю внимание на работы из ткани, дерева, кожи.
Назову всего несколько имён, потому что перечислять можно очень и очень долго. Я очень люблю всё, что делает в войлоке Ира Андреева, когда-то, много лет назад, именно с ее работ, отчасти, началось моё увлечение шерстью. Удивительно тонкий и лиричный войлок у Маши Соловей. Фантастические, нездешние совершенно работы у Ксении Шинковской. Я уже упоминала выше ребят из мастерской "Середина Леса", чудесные и талантливые Вера и Саша. Потрясающее сочетание этнического и авторского в работах Алёны Мазур. Удивительно тонкие работы в техник папье-маше у мастерской "500 эскимо". Мне интересно всё, что необычно, талантливо, самобытно, материал при этом не так важен — это может быть даже металлическая арматура.
Перечислять я могу бесконечно долго — талантливых в разных областях людей так много и это так здорово!
Не могу не назвать несколько "кукольных" имён, хотелось, чтобы люди знали, что народная кукла — это бесконечно красиво, а не ширпотреб. Елена Дикова, мастер кубовой набойки и художник по куклам. Прекрасный мастер — Майя Сысоева. Замечательный художник — Мария Дмитриева. Не могу не сказать про куклы Елизаветы Арбузовой.Сейчас, к огромному сожалению, она уже не работает и в сети довольно мало информации о ней,но некоторые фотографии можно найти. Это куклы, увидев которые, я решила, что тоже попробую.И вот к чему это привело:)
Л.К.: Коллекционирование, вам это близко?
Я.В.: Совершенно не близко, о чём я уже говорила выше. Сейчас, интересуясь куклами, я иногда привожу или нахожу какие-то интересные экземпляры, но назвать это полноценным собирательством не могу. Я собираю работы любимых художников, это да, но я с ними живу, то есть, ем из них, одеваюсь, ношу на себе, украшаю свой дом, так что это не совсем коллекционирование.
Л.К.: Вы верите ли вы в чудо?
Я.В.: Я верю в Бога и в силу самого человека.
Л.К.: Есть ли желание поучиться, у кого и чему?
Я.В.: Конечно. Желание учиться есть всегда — крайне мало времени, но я стараюсь находить возможности. Ближайшие планы учебные — это глина, резьба по дереву и…танцы.:) Фламенко.
Л.К: Если бы можно было начать все сначала, творчество так же было бы в вашей жизни?
Я.В.: Ну, тут надо уточнить — я не выбирала себе творческую профессию, это был, в большей степени, выбор моей мамы (в своё время), а позже — так сложились обстоятельства.
Если бы мне вдруг сейчас было опять 17 лет, я думаю, я бы занялась медициной или археологией, как я и мечтала, но история не терпит сослагательного наклонения, как всем известно. Но не исключаю, что возможно мой выбор был бы ошибочный и я бы очень пожалела. Да и кто знает, как оно было бы…
Л.К. Ну, и напоследок, ждем явки пароли для встреч)
Л.К. Ну, и напоследок, ждем явки пароли для встреч)
Я.В.: Инстаграм, люблю его за мобильность-врем я дорого нынче. Фейсбук и Вконтакте -тоже вполне «живые» страницы, там можно смотреть фото работ в бОльшом количестве и разрешении. Есть ещё группа в соц.сети Контакт, там я чаще всего пишу о разных художниках и других интересных находках в мире искусства. А с недавних пор я решила вести блог. Ну и в скором времени, надеюсь, наконец ,заработает мой сайт -вот там все работы , и нынешние и прошлые будут в полном объёме.
Я от всего сердца благодарю Яну за разговор! Из каждого своего интервью рождаются постулаты для меня самой. И сегодня, я вспомнила слова своей мамы. Гены.. Бесспорно, я не могу не признать, что они делают свое дело и у таких талантливых предков, как у Яны, не может быть не талантливых продолжателей рода. Но, я по прежнему смею утверждать, что не талантливых людей не существуют и мы можем писать историю своих генов здесь и сейчас для своих будущих поколений. Все в наших руках.
Беседу вела Люда Кравчук
Март 2015 года
г. Москва
Люда, спасибо за интервью с таким замечательным художником и мастером!!! Яна для меня открыла мир народной куклы! Увидев ее работы я поняла что так долго искала..Спасибо Яна за ваш труд и мастерство!!!
ОтветитьУдалитьНаташа, а тебе спасибо за благодарности!!! Очень рада, что порадовала тебя!!!
УдалитьОчень интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!
Яночка, спасибо)
УдалитьКукла с опущенными крыльями - это шедевр! Сильно, прям в самое сердце! Смотрела на нее очень долго, не могла оторваться! Это совсем другое, это не мишки, при всей моей любви в ним:) Яна - Мастер с большой буквы. Спасибо за знакомство.
ОтветитьУдалитьАнечка, у меня такие же эмоции от этой куклы и от других кукол Яны.. это мастер который не перестает удивлять!
УдалитьСпасибо за знакомство!!!!!
ОтветитьУдалитьЛеночка, пожалуйста!
УдалитьСпасибо за встречу!ЯНА ВСЕГО САМОГО ДОБРОГО ВАМ И ВАШЕЙ СЕМЕЙКЕ!Ваши творения гениальны!Восхищаюсь!!!!!!!
ОтветитьУдалитьСветик, рада была вас порадовать!
Удалитья очень люблю Янины работы, каждая ее кукла -это целая история. Людочка, спасибо за интервью :)
ОтветитьУдалитьЛена, спасибое тебе!
УдалитьLjudochka spasibo! kak zhe ja ljublju jetogo hudozhnika!
ОтветитьУдалитьМайя, спасибо) понимаю тебя, сама люблю давно и преданно работы Яны..
УдалитьСпасибо, огромное!! Очень интересно и приятно было прочитать. Яна восхитительна.
ОтветитьУдалитьСпасибо, мне очень приятно что статья вызвала такой интерес!!! Хорошего дня!
Удалить